Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность.
Под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений.
Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Главная идея метода проекта: развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.
Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
В процессе проектирования изменяется тип отношений, повышается уровень ответственности и компетентности, как ученика, так и учителя. Учитель постепенно превращается в коллегу, в старшего партнёра по исследованию и разработке проекта. Этот метод можно рассматривать как технологию сотрудничества. Его главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда».
Кроме того, проектная деятельность связана с работой в коллективе и способствует развитию таких важных качеств, как способность действовать вместе с другими людьми, учитывать позиции и интересы партнёров, вступать в коммуникацию, понимать и быть понятым другими.
Работа над проектом – это творчество, как для взрослого, так и для ребёнка, помогающее ребёнку реализоваться, выразить себя в этом процессе. Здесь ученики и учитель творцы, где учитель всегда находится в поиске, вместе с ребёнком проживает новое знание и его создаёт.
Чтобы управлять такой работой, необходимо, прежде всего, знать, что проекты могут быть разными и использование их в учебном процессе требует от учителя серьёзной подготовительной работы.
Типы учебных проектов:
- Социально значимый проект
Нацелен на социальные интересы самих участников проекта.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.
По структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.
Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете.
Максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.
Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Разработка и реализация такого проекта происходит в ходе ролевого взаимодействия. Участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.
Классификация проектов по продолжительности:
- Краткосрочные (2-6 ч)
- Среднесрочные (12-15 ч)
- Долгосрочные (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т. д.
Классификация проектов по участникам:
- групповые
- индивидуальные
- коллективные
Классификация проектов по уровню представления:
- внутриклассные
- внутришкольные
- региональные
- международные
Классификация проектов по содержанию:
- монопроекты
- межпредметные
- надпредметные
На сегодняшний день проектная деятельность учащихся всех классов неотъемлемый атрибут их школьной жизни.
Конечно, чем младше дети, тем более “облегчённый” вариант проектной деятельности им предлагается.
В первом классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника.
Второй класс. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление.
Проект – это, по сути дела, просто специальное задание, план, замысел, путь решения проблем, в результате которого должно получиться что-то новое: продукт, отношение, книга, фильм, модель, сценарий, презентация и т.д.
Каждый проект – вполне реальное дело для ученика, который знает цели, может предвидеть затруднения, составить план своей несложной работы. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения, даёт силы и желание работать над другими.
Преимущество проекта ещё и в том, что ограниченный временными рамками урок “выплёскивается” во внеурочную деятельность и объединяет практически все уроки: окружающий мир, русский язык, изобразительное искусство, информатику, уроки технологии и другие.
Ещё одним условием, также достаточно необходимым для работы в проекте, особенно в младшем школьном возрасте, является помощь со стороны родителей, включённость родителей в работу.
Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большую часть работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.
Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. На этом этапе важно провести специальное родительское собрание, на котором родителям нужно разъяснить суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней. На собрании родителям можно предложить рекомендации-памятки.
В ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:
консультируют;
отслеживают выполнение плана;
решают оперативные вопросы;
помогают в предварительной оценке проекта;
участвуют в подготовке презентации;
обеспечивают наиболее подходящий режим работы и отдыха.
Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей. Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей.
Работа над проектом состоит из нескольких этапов.
Если коротко, то этапы работы можно свести к «пяти П»:
- Проблема.
- Проектирование.
- Поиск информации.
- Продукт.
- Презентация.
В работе над проектом следует придерживаться следующих требований:
- Проект разрабатывается по инициативе учащихся.
- Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе – разные.
- Проект является значимым для окружения моих учащихся – родителей, знакомых.
- Работа по проекту является исследовательской.
- Проект должен быть педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действий.
Проекты подбираем такие, которые были бы интересны и полезны детям. Например.
В этом учебном году мои второклассники с удовольствием работали над творческим проектом по русскому языку «Пишем письмо Деду Морозу».
Цели:
- познакомить с понятием «письмо», правилам его написания.
- расширять лингвистический кругозор детей
- воспитывать уважение к старшим
Планируемый результат: учащиеся научатся письменно излагать свои мысли, писать письма.
Перед детьми была поставлена проблема: «Что надо сделать, чтобы получить письмо (подарок) от Деда Мороза?»
Теперь необходимо было наметить пути её решения, то есть спланировать работу:
- познакомиться с видами писем;
- узнать об особенностях написания писем;
- написать письмо Деду Морозу;
- подписать конверт.
Итог проекта – презентация писем Деду Морозу. А к Новогоднему утреннику сюрприз - письмо от Деда Мороза.
Или проект детей постарше «Оригами и математика».
Гипотеза: искусство оригами тесно связано с математикой (геометрией) и может стать хорошей основой для ее изучения.
Цель: изучить происхождение оригами и связь этого искусства с математикой (геометрией).
Задачи:
Изучить понятие, виды, историю происхождения оригами.
Проанализировать связь оригами и математики (геометрии) на примере основных элементов азбуки оригами.
Объект исследования – связь искусства оригами и математики (геометрии)
Предмет исследования – лист бумаги.
Методы исследования:
поиск информации из разных источников;
практическая работа.
В результате подтвердилась гипотеза: оригами и математика (а именно геометрия) неразрывно связаны. Множество понятий из математики (такие как точка, линия, квадрат, прямоугольник, треугольник) используем мы при изготовлении оригами. Так же убедились, что с помощью оригами математика (а точнее геометрия) представляется не сухой наукой, а красивой и гармоничной.
На вопрос «Нужна ли проектно-исследовательская работа в начальной школе?» я отвечу «да». Она
- Открывает возможности формирования жизненного опыта.
- Стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.
- Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
- Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.
В течение всего времени работы над проектами мы познаём мир, делаем открытия, удивляемся, совершаем ошибки, исправляем их, приобретаем опыт общения.
|