Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 30.06.2025, 18:01

Мой сайт

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Проектная деятельность в начальной школе
[ Скачать с сервера (5.15 Mb) ] 28.03.2018, 14:51

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность.

Под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений.

Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Главная идея метода проекта: развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.

Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

В процессе проектирования изменяется тип отношений, повышается уровень ответственности и компетентности, как ученика, так и учителя. Учитель постепенно превращается в коллегу, в старшего партнёра по исследованию и разработке проекта. Этот метод можно рассматривать как технологию сотрудничества. Его главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда».

Кроме того, проектная деятельность связана с работой в коллективе и способствует развитию таких важных качеств, как способность действовать вместе с другими людьми, учитывать позиции и интересы партнёров, вступать в коммуникацию, понимать и быть понятым другими.

Работа над проектом – это творчество, как для взрослого, так и для ребёнка, помогающее ребёнку реализоваться, выразить себя в этом процессе. Здесь ученики и учитель творцы, где учитель всегда находится в поиске, вместе с ребёнком проживает новое знание и его создаёт.

Чтобы управлять такой работой, необходимо, прежде всего, знать, что проекты могут быть разными и использование их в учебном процессе требует от учителя серьёзной подготовительной работы.

Типы учебных проектов:

  • Социально значимый проект

Нацелен на социальные интересы самих участников проекта.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.

  • Исследовательский проект

По структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.

  • Информационный проект

Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете.

  • Творческий проект

Максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

  • Игровой проект

Разработка и реализация такого проекта происходит в ходе ролевого взаимодействия. Участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

Классификация проектов по продолжительности:

  • Краткосрочные (2-6 ч)
  • Среднесрочные (12-15 ч)
  • Долгосрочные (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т. д.

Классификация проектов по участникам:

  • групповые
  • индивидуальные
  • коллективные

Классификация проектов по уровню представления:

  • внутриклассные
  • внутришкольные
  • региональные
  • международные

Классификация проектов по содержанию:

  • монопроекты
  • межпредметные
  • надпредметные

На сегодняшний день проектная деятельность учащихся всех классов неотъемлемый атрибут их школьной жизни.

Конечно, чем младше дети, тем более “облегчённый” вариант проектной деятельности им предлагается.

В первом классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника.

Второй класс. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление.

Проект – это, по сути дела, просто специальное задание, план, замысел, путь решения проблем, в результате которого должно получиться что-то новое: продукт, отношение, книга, фильм, модель, сценарий, презентация и т.д.

Каждый проект – вполне реальное дело для ученика, который знает цели, может предвидеть затруднения, составить план своей несложной работы. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения, даёт силы и желание работать над другими.

Преимущество проекта ещё и в том, что ограниченный временными рамками урок “выплёскивается” во внеурочную деятельность и объединяет практически все уроки: окружающий мир, русский язык, изобразительное искусство, информатику, уроки технологии и другие.

Ещё одним условием, также достаточно необходимым для работы в проекте, особенно в младшем школьном возрасте, является помощь со стороны родителей, включённость родителей в работу.

Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большую часть работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.

Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. На этом этапе важно провести специальное родительское собрание, на котором родителям нужно разъяснить суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней. На собрании родителям можно предложить рекомендации-памятки.

В ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:

консультируют;

отслеживают выполнение плана;

решают оперативные вопросы;

помогают в предварительной оценке проекта;

участвуют в подготовке презентации;

обеспечивают наиболее подходящий режим работы и отдыха.

Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей. Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей.

Работа над проектом состоит из нескольких этапов.

Если коротко, то этапы работы можно свести к «пяти П»:

  1. Проблема.
  2. Проектирование.
  3. Поиск информации.
  4. Продукт.
  5. Презентация.

В работе над проектом следует придерживаться следующих требований:

  1. Проект разрабатывается по инициативе учащихся.
  2. Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе – разные.
  3. Проект является значимым для окружения моих учащихся – родителей, знакомых.
  4. Работа по проекту является исследовательской.
  5. Проект должен быть педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действий.

Проекты подбираем такие, которые были бы интересны и полезны детям. Например.

В этом учебном году мои второклассники с удовольствием работали над творческим проектом по русскому языку «Пишем письмо Деду Морозу».

Цели:

  • познакомить с понятием «письмо», правилам его написания.
  • расширять лингвистический кругозор детей
  • воспитывать уважение к старшим

Планируемый результат: учащиеся научатся письменно излагать свои мысли, писать письма.

Перед детьми была поставлена проблема: «Что надо сделать, чтобы получить письмо (подарок) от Деда Мороза?»

Теперь необходимо было наметить пути её решения, то есть спланировать работу:

  1. познакомиться с видами писем;
  2. узнать об особенностях написания писем;
  3. написать письмо Деду Морозу;
  4. подписать конверт.

Итог проекта – презентация писем Деду Морозу. А к Новогоднему утреннику сюрприз - письмо от Деда Мороза.

Или проект детей постарше «Оригами и математика».

Гипотеза: искусство оригами тесно связано с математикой (геометрией) и может стать хорошей основой для ее изучения.

Цель: изучить происхождение оригами и связь этого искусства с математикой (геометрией).

Задачи:

Изучить понятие, виды, историю происхождения оригами.

Проанализировать связь оригами и математики (геометрии) на примере основных элементов азбуки оригами.

Объект исследования – связь искусства оригами и математики (геометрии)

Предмет исследованиялист бумаги.

Методы исследования:

поиск информации из разных источников;

практическая работа.

В результате подтвердилась гипотеза: оригами и математика (а именно геометрия) неразрывно связаны. Множество понятий из математики (такие как точка, линия, квадрат, прямоугольник, треугольник) используем мы при изготовлении оригами. Так же убедились, что с помощью оригами математика (а точнее геометрия) представляется не сухой наукой, а красивой и гармоничной.

На вопрос «Нужна ли проектно-исследовательская работа в начальной школе?» я отвечу «да». Она

  • Открывает возможности формирования жизненного опыта.
  • Стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.
  • Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
  • Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.

В течение всего времени работы над проектами мы познаём мир, делаем открытия, удивляемся, совершаем ошибки, исправляем их, приобретаем опыт общения.

Категория: Мои файлы | Добавил: ЕленА
Просмотров: 203 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025
    Создать бесплатный сайт с uCoz