Современные условия характеризуются
гуманизацией образовательного процесса, обращение к личности
ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней, полноценной
и творческой личности.
Наиболее эффективными
средствами включения ребёнка в
процесс творчества на уроке являются:
игровая деятельность;
создание положительных эмоциональных ситуаций;
работа в парах;
проблемное обучение;
информационно-коммуникационные технологии.
Термин «информационно-коммуникационные
технологии» - (ИКТ) относительно новый в образовании.
Практика показывает, что без новых
информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. В
ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать.
Следовательно, будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся
начального звена.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе
помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,
овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения,
позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Применение ИКТ на уроках усиливает положительную
мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Использование ИКТ позволяет проводить
уроки:
на высоком эстетическом и эмоциональном
уровне (анимация, музыка)
обеспечивает наглядность;
привлекает большое количество
дидактического материала;
повышает объём выполняемой работы на уроке
в 1,5 – 2 раза;
обеспечивает высокую степень
дифференциации обучения.
Применение ИКТ:
расширяет возможность самостоятельной
деятельности;
формирует навык исследовательской деятельности;
обеспечивает доступ к различным справочным
системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
способствует повышению качества образования.
Младший школьный возраст характеризуется
психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной системой восприятия, низкой степенью
развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации.
Особенностью учебного процесса с
применением информационных технологий является то, что центром деятельности
становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и
интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли
помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего
активность, инициативу, самостоятельность.
ИКТ позволяет сделать урок эмоционально насыщенным, сократить время для
контроля и проверки знаний учащихся.
При подготовке к урокам учитель может
использовать::
мультимедийные курсы;
презентации к урокам;
логические игры;
тестовые оболочки;
ресурсы Интернет;
электронные энциклопедии.
При разработке урока с использованием ИКТ следует
помнить о здоровье учащихся.
Поурочный план включает в себя физминутки, зарядку для глаз, использование
элементов здоровьесберегающих технологий.
Использование ИКТ позволяет расширить
рамки учебника.
Труд, затраченный на управление
познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:
повышает качество знаний;
продвигает ребенка в общем развитии;
помогает преодолеть трудности;
вносит радость в жизнь ребенка;
позволяет вести обучение в зоне ближайшего
развития;
создает благоприятные условия для лучшего
взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Учитель, который работает с применением ИКТ, должен:
владеть основами работы на компьютере;
иметь навыки работы с мультимедийными
программами;
владеть основами работы в Интернете.
Использование мультимедийных презентаций
Использование мультимедийных презентаций
на уроках в начальной школе сочетает в себе много компонентов, необходимых для
успешного обучения школьников (телевизионное изображение, анимация, звук,
графика).
Анализ таких занятий показал, что
познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным
материалом.
Фрагменты уроков, на которых используются
презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока –
принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети,
которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно
высказывать свое мнение, рассуждать.
Применение на уроке компьютерных тестов,
проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать
объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его
скорректировать. На уроках математики при помощи компьютера можно решить
проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на
экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры,
анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение,
демонстрируемые с помощью программы Power Point. Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран
притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной
работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в
деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. В
начальной школе информационные технологии можно использовать на всех этапах
урока. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим,
настойчивым и трудолюбивым.
Рекомендации к оформлению презентаций:
1) Не надо загромождать отдельный слайд большим
количеством информации.
2) На каждом слайде должно быть не более
двух картинок.
3) Размер шрифта на слайде должен быть не
менее 24-28 пунктов.
4) Анимация возможна один раз в течение 5
минут (в начальной школе).
5) Вся презентация должна быть выдержана в
одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт,
начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.).
Для упрочнения знаний, развития интереса к
школьным предметам учащимся предлагаются творческие задания, которые могут
выражаться:
в составлении кроссворда, ребуса по теме,
в изготовлении учебного пособия;
в подготовке различных творческих
сообщений;
в изготовлении презентаций и др.
Уроки с использованием информационных
технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в
значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.
Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит
учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью
информационных технологий.
Я уверена, что использование
информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных
предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и
запоминания учебного материала, а главное, подняв на более высокий уровень
интерес детей к учебе.
Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет
решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.
|